Паломники в Мекке, архивное фото

Таджик-богослов, 20 раз побывавший в хадже: я ездил в Мекку, как в отпуск

631
(обновлено 12:26 29.08.2017)
Что изменилось для таджикских паломников в хадже за последние два десятка лет

ДУШАНБЕ, 28 авг — Sputnik. Через два дня, 30 августа начинается хадж – священное ежегодное паломничество для мусульман всего мира. Для кого-то это будет время испытания духа, для кого-то давно ожидаемое очищение от грехов. Кто-то уже был паломником и, возможно, даже коснулся Черного камня Каабы. Кто-то отправляется в хадж впервые.

Sputnik Таджикистан пообщался с человеком, который совершил хадж более 20-ти раз.  Ученый-богослов, специалист по исламскому праву Ходжи Исмоил Пирмухаммадзода не просто многократно побывал в Мекке, он был в числе первой маленькой группы паломников,  отправившейся к исламской святыне еще в далеком 1990-м году.

И он рассказал изданию, каково это, начать свой первый хадж в атеистическом государстве, с чего начинается паломничество и как изменились Мекка и Медина за последние 27 лет.

- В новейшей истории Таджикистана доступ к исламской святыне открылся для граждан только в конце 20-го века. Но как так получилось, что в СССР, где отвергалась любая религия, стало возможно религиозное паломничество?

— Это был уже окончательный распад Советского Союза, за этим уже никто не мог строго уследить. Наоборот, власти пошли нам навстречу. В хадж нас лично провожал первый секретарь Компартии Таджикистана Кахар Махкамов, даже выступил с речью перед делегацией. Правда, тогда из нашей республики ехало очень мало паломников, в группе было всего 100 человек, не так как сейчас, когда едут по 6000 паломников в год. Я помню, что у всех были слезы на глазах, для нас это было событием.

- Как таджикистанских паломников встретили за рубежом?

— Нас встретили хорошо. Более того, тогдашние власти Саудовской Аравии проявили свое гостеприимство своеобразным жестом доброй воли. Король саудитов вернул деньги, потраченные таджикскими паломниками на Хадж, примерно по $1000 на человека. Также он поступил и в следующем, 91-м году, хотя из Таджикистана полетели уже не сто, а 500 человек.

- Меньше чем через год в республике началась гражданская война, ставшая настоящей трагедией для жителей Таджикистана. Паломники ездили в Хадж и в это тяжёлое время?

Да, даже во время войны паломничество не прекращалось, люди ездили каждый год. Но уже не в составе группы, а своим ходом, на автомобиле, кто как мог —  через Сирию, Турцию, Ирак, Иорданию.  Это было непросто: проехать тысячи километров на старых автомобилях, которые могли в любой момент развалиться. И тогда возможность была не у всех: хадж ведь нельзя совершать, если у тебя мало денег, нельзя брать в долг.

- С вашего первого приезда в Саудовскую Аравию, как изменилась Мекка за столько лет?

Она очень изменилась. Масштабный ремонт, огромные стройки, каждый метр города, начиная от Каббы, покрывается мрамором. Приезжаешь с небольшим перерывом, смотришь и не веришь: привычные места с каждым годом становится узнать все труднее. Это и небоскребы вокруг, и сама обстановка внутри Заповедной Мечети.

Ученый-богослов Ходжи Исмоил Пирмухаммадзода, архивное фото
Из личного архива Ходжи Измоила
Ученый-богослов Ходжи Исмоил Пирмухаммадзода, архивное фото

- Насколько трудно путнику сейчас переносить условия паломничества?

— Вообще если сравнить времена Авраама и сегодняшние дни, то это – небо и земля! Даже с учетом последних 20 лет – разница просто огромная. Со стороны государства очень много внимания и заботы. Паломники живут в достатке. Сейчас даже сам путь физически переносить не тяжело: по горам, где раньше ходили пешком, проходят эстакады, построены туннели, повсюду ездят машины и автобусы. Почти нет ощущения того, что находишься в пустыне: нет недостатка ни в воде, ни в кондиционерах. Даже внутри палаток, где живут паломники, в долине Мина жары почти не чувствуешь.

- Как в бытовом плане должен начинаться хадж для паломника?

— Знаете, в творческой среде говорят, что театр начинается с занавески, так и  хадж начинается также со своего рода занавески, с твоей одежды. Так еще со времен Пророка повелось, что и богатый, и бедный, и царь, и простой человек — все должны быть одинаково одеты в белое. Это одеяние — символ ихрама, особого состояния духовной и телесной чистоты паломника. По сути это два куска несшитой материи, один закрывает мужчину по пояс, второй — с пояса до ног. На паломнике не должно быть головного убора, но разрешается зонт в качестве защиты от солнца.

- А что вы почувствовали, после того как впервые совершили хадж, исполнив все обряды, взойдя на гору Арафат?

— Это было совершенно особое состояние, ведь еще пророк Муххамад сказал, что если человек с чистым сердцем совершает обряд, он становится свободен от греха, все дурные поступки ему прощаются, если он раскается. Люди именно для этого восходят на Арафат, чтобы с Господом пообщаться, чтобы попросить всемогущего Аллаха уничтожить все их грехи. Гора, это такое место, где верующий человек, взрослый, приходя туда и помолившись, плачет.

- Именно это чувство заставляло Вас отправляться в хадж раз за разом?

— Да, именно это чувство чистоты. Много говорят о трудностях паломничества, но для меня это отдых душой. Для некоторых отпуск — это Юг, Сочи, Кисловодск. Вместо этого я отправляюсь в хадж.

На сегодняшний день Саудовская Аравия приняла порядка 1,5 миллиона паломников. В Мекке и Медине размещено более 2 тысяч сотрудников Саудовского Красного Полумесяца, в чьем распоряжении более 300 карет скорой помощи и 8 санитарных летательных аппаратов. Безопасность верующих обеспечивают 17 000 специально подготовленных охранников.

631
Теги:
очищение, богослов, паломничество, хадж, ислам, Саудовская Аравия, Таджикистан
Комментарии
Загрузка...